вторник, 10 июля 2012 г.

Эффективно действующая денежно - кредитная система банков

Как показывает анализ деятельности центральных банков зарубежных стран, эффективно действующая денежно-кредитная система состоит лишь в условиях, когда отношения между центральным банком и властными структурами строятся не на основе прямых указаний, а как сотрудничество на основе консультаций. Как известно, наиболее независимыми являются центральные банки таких стран, как ФРГ и США. И этот их статус обеспечивается не только законодательное регламентированными отношениями центрального банка и ветвей власти. Независимости центрального банка способствует также значительный срок, на который избирается руководство (в США - 14 лет, в ФРГ - 8). Это дает возможность проводить независимую, долгосрочную и стабильную денежно-кредитную политику.

Независимость денежно-кредитной политики центрального банка обеспечивает решение трех основных вопросов: доверия к денежно-кредитной политики, эффективности достижения центральным банком целей его деятельности, установление денежной стабильности. Эти проблемы имеют определенную взаимосвязь. Независимость центрального банка позволяет осуществлять независимую денежно-кредитную политику, что повышает уровень доверия к ней населения и субъектов хозяйствования, я это, в свою очередь, влияет на ее эффективность.

Проблема доверия к денежно-кредитной политики центрального банка особенно важна для экономической системы Украины, потому что имеет мощный психологический аспект влияния решений НБУ на экономическое поведение участников рынка. Этот аспект практически не рассматривался широко в экономической литературе и недостаточно учитывается на практике, хотя от него во многом зависят успешность и эффективность мер НБУ.

Много противоречий возникает также по поводу конкретных инструментов регулирования банковской деятельности и саморегулирования внутри банковской системы, а также надзора за ней. Это касается прежде норм обязательного резервирования в национальной и иностранной валютах, доступности банков к резервным источникам Национального банка и платы за них. НБУ считает, что чем выше уровень резервирования, тем стабильнее будет банковская система и тем шире возможности устранения временной неликвидности коммерческих банков. Но на практике в критической ситуации Национальный банк предоставляет кредиты из резервного фонда избирательно, только отдельным банкам по своему усмотрению и под высокие проценты (на уровне учетной ставки). Так, нарушается целевой принцип обязательного резервирования, и банки уже не рассчитывают на поддержку НБУ.

В связи с этим проблему доступности, по нашему мнению, необходимо решать не субъективно, а на основе специально принятых законодательных актов и путем проведения кредитных аукционов. Это позволит поднять рыночную основу под распределение кредитных ресурсов, выделяемых Национальным банком для коммерческих банков, по принципу "равный доступ" последних к этим ресурсам. Следует пересмотреть также действующий порядок резервирования. Для этого в проекте закона о Национальном банке предусматривается возможность установления различных норм обязательных резервов для различных видов коммерческих банков. Это дает возможность создать в Украине банковскую систему рыночного тыла, которая бы отвечала мировым стандартам и объединяла банки разных видов и групп, а не только универсальны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий